Социально-экономический
аспект предвыборной программы партии Союз Правых Сил.
Одним из итогов парламентских выборов стало то, что
либерально-демократические партии не прошли в IV
Государственную Думу. Такого провала не ожидал никто, и, в первую очередь, сами
представители «Яблока» и Союза Правых Сил. Где же следует искать корни таких
плачевных результатов? Одной из причин стало отторжение народными массами
программных положений этих партий. В последнее десятилетие граждан России более
всего волнуют проблемы экономического и социального характера. Поэтому стоит
рассмотреть, что предлагала для исправления ситуации в этих областях СПС, -
одна из партий либерально-демократического направления.
В документе «Предвыборная программа политической партии
«Союз Правых Сил» определялись следующие общие положения
социально-экономического характера:1)
создание в России общества равных возможностей, повышение уровня жизни всего
общества, а не отдельных его членов; 2)
недопущение слияния власти и капитала, уничтожение бюрократических барьеров для
бизнеса и борьба с коррупцией, уменьшение степени влияния государства на
экономику; 3) выделение в качестве
главных направлений развития науки, образования, высоких технологий, сокращение
сырьевого экспорта; 4) стремление к
совпадению интереса отдельного человека с интересами общества и государства и,
следовательно, с национальными интересами.
Далее следовали конкретные планы социальных и
экономических преобразований.
Целью реформы социальных отраслей
являлось, с точки зрения представителей Союза Правых Сил, обеспечение высокого
качества и наведение порядка в предоставлении и финансировании общественных
услуг.
Образование. СПС предлагал
уменьшить количество бюджетных мест в вузах, но увеличить количество денег,
выделяемых на каждого отдельного студента. Либералы считали, что нужно
отказаться от существующей социальной нормы в 170 студентов на 10000 жителей, а
также ввести для вузов жесткий федеральных стандарт. Если учебное заведение не
соответствует стандарту, его лишают социальных стипендий и учебных кредитов.
Необходимо передать финансирование образование в частные руки и создать систему
выдачи кредитов родителям студентов.
Доступность образования для всех россиян должна была быть обеспечена за
счет дистанционного обучения.
Следствием такой реформы могло
стать сокращение количества студентов высших учебных заведений, а также
уменьшение доступности высшей школы для средне обеспеченных слоев населения
Здравоохранение. Союз Правых Сил
стремился к усовершенствованию системы обязательного медицинского страхования
путем сокращения количества услуг. Это сокращение помогло бы государству
обеспечить оставшиеся виды медицинской помощи каждому гражданину. Еще одним
способом улучшения системы ОМС должно было стать переливание средств из страховых
фондов непосредственно в сферу медицинских услуг и предоставление гражданам
права выбора страховой компании. Либералы считали, что размер оплаты труда
медицинских работников должен быть не фиксированным, а зависимым от количества
и качества оказанных услуг. Для наиболее обеспеченных слоев населения нужно
развивать программы добровольного медицинского страхования.
Наука. Большое внимание СПС уделило модернизации научной сферы. Представители
партии полагали, что государство должно определить для себя наиболее важные,
стратегические научные отрасли и финансировать именно их. Для денежного
обеспечения менее актуальных направлений правительству следует создать
государственные научные фонды. Государству также следовало обеспечить защиту и
распределение прав на интеллектуальную собственность и разработать механизмы ее
коммерциализации для привлечения частного финансирования научно-инновационной
сферы. Укреплению связей между научно-технологичной сферой и образованием могло
помочь разрешение высшим учебным заведениям проходить двойную аттестацию в
качестве образовательных учреждений и научных организаций. Обеспечение
кадрового потенциала науки и повышение привлекательности научной деятельности
должно было осуществиться путем распространения контрактной системы найма в
научно-технической сфере, внедрения программы привлечения способной молодежи и
квалифицированных кадров из стран СНГ. Модернизацию материально-технической
базы научных исследований представители СПС предлагали стимулировать путем выделения средств на ее обновление на
основе конкурса в привязке к реализации целевых программ, а также с помощью финансирования центров
коллективного пользования оборудованием.
Разделение научной деятельности на
нужные и ненужные государству направления могло бы стать причиной упадка, например, в гуманитарных отраслях
науки.
ЖКХ. Формирование эффективно работающей
системы предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, удовлетворительных
по качеству и цене, должно было проходить на базе перевода ЖКХ на рыночные
принципы функционирования. Либералы предлагали развивать в многоквартирном
жилищном фонде немуниципальные формы управления, превратить управление и
обслуживание жилищного фонда в рынок для частного бизнеса, минимизировав
присутствие и административное воздействие муниципальных властей на этот рынок.
В рамках этой программы действий предусматривалось создание условий для
привлечения частных инвестиций в сферу коммунальных услуг, в первую очередь по
тепло- и водоснабжению. И, наконец, следовало прекратить дотирование монополий
(т. е. региональных структур системы ЖКХ) и организовать адресную дотацию
малоимущих граждан.
Пенсионная реформа. Союз Правых
Сил считал, что обеспечение достойной старости гражданам России и формирование
справедливой и эффективной пенсионной системы возможно на основе сочетания
накопительных и распределительных принципов.
Прибыльность частных пенсионных вложений могла быть увеличена путем
расширения сферы обращения портфеля вложений пенсионных фондов и вовлечения
инвестиционных фондов в систему управления пенсионными активами. Предполагалась
передача обязанности выплат негосударственных (трудовых) пенсий в руки частных
страховых компаний. Должны были быть установлены льготы по налогу на прибыль
для тех работодателей, которые платят пенсионные взносы за своих работников в
частный фонд, а также льготы по налогу на доходы физических лиц на сумму
взносов самих работников в добровольные пенсионные системы.
Такая реформа фактически передела
бы пенсионную систему в частные руки, не сохранив при этом за государством даже
контрольных функций и обязанности гарантировать достойную старость своим
гражданам.
Аграрная политика. Либералы
предлагали осуществить возрождение российского сельского хозяйства и
российского крестьянства на рыночной, основе. Для этого они разработали два
комплекса мероприятий в рамках аграрной реформы: краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочные
мероприятия предусматривали принятие комплекса нормативных актов, необходимых для реализации закона
об обороте сельскохозяйственных угодий и пересмотр закона о финансовом
оздоровлении сельского хозяйства. Этот закон должен был предусматривать
процедуры предотвращения негативных социальных последствий банкротства
селообразующих предприятий, но не поддерживать неэффективных производителей.
СПС считал, что России выгодна либерализация торгового режима в
агропродовольственной сфере и предлагал пересмотреть переговорную позицию по
ВТО в части присоединения к Соглашению по сельскому хозяйству. Повышение
прозрачности использования бюджетных средств на нужды АПК и принятие программы
поддержки страхования посевов в сельском хозяйстве также входили в комплекс
краткосрочных мероприятий. Меры долгосрочного развития означали разработку двух
законов о сельском хозяйстве: одного рамочного закона, устанавливающего базовые
принципы государственной поддержки АПК, второго – периодически обновляемого
закона о программах поддержки АПК на ближайшие 3-4 года. Нужно было произвести изменения в Целевой
программе социального развития села и в
Отраслевой программе аграрного образования в направлении формирования
альтернативной сельской занятости. Обе программы должны были исходить из
необходимости повышения квалификации сельскохозяйственного труда и вывода части
современных работников из сельскохозяйственного производства и предоставления
им несельскохозяйственной занятости в сельской местности. Предполагалось
принятие закона о кредитной кооперации, дающей финансовую основу для развития
сельской местности и альтернативной сельской занятости.
Таким образом, мы видим достаточно
четкую и основанную на едином принципе либерально-демократического развития,
программу действий партии СПС по преобразованию социальной и экономической
сфер. Далеко не все прописанные в программе преобразования в случае их
реализации были бы благосклонно восприняты населением, но это говорит о том,
что партийные деятели СПС не собирались жертвовать своими убеждениями и
принципами в целях приобретения популярности у населения. Некоторые реформы
невыгодны довольно многочисленным социальным группам (среди которых, например,
пенсионеры), но они, по мнению представителей СПС, являлись бы залогом
долгосрочного развития страны в определенном, демократическом направлении. К
программе СПС много вопросов, например, недостаточно подробно были разработаны схемы осуществления ее
положений.
Явное отличие этой программы от
документов подобного рода других партий – это отсутствие декларирования
безоговорочного повышения социальных выплат (зарплат бюджетникам, пенсий,
пособий, стипендий и т. д.). Такого рода заявления встречаются у большинства
центристских и левых партий, причем они чаще всего не подкреплены конкретными
программами изыскания материальных средств на подобное повышение.
Необходимо отметить, что
вышеизложенные планы предусматривают значительные изменения в самых разных
сферах жизни россиян. Последовательная либерально-демократическая программа СПС
не предусматривает полного сохранения системы государственных социальных
гарантий, хотя в современных нестабильных условиях российское правительство не
вправе от них отказаться. Таким образом, данная часть предвыборной программы
СПС, скорее всего, не была адекватно воспринята населением, в том числе и
потому, что она была рассчитана на традиционную электоральную базу
либерально-демократических партий – малый и средний бизнес. Но эта часть
населения также не поддержала Союз Правых Сил, найдя компромисс с существующей
властью и предпочтя изменениям стабильность.
Такой результат говорит о том, что члены партии в процессе составления
программы не ориентировались на ближайшую политическую задачу – войти в состав IV Государственной Думы, а исходили, прежде всего, из
идеологических соображений.
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ.
1.
Предвыборная программа политической партии СПС. http://www.sps.ru/
2.
Российский либеральный манифест (программа политической партии «Союз Правых
Сил»). М., 2002 г.
3. Семь
задач СПС. http://www.sps.ru/
4. Союз
Правых Сил: вопросы и ответы. М., 2002 г.