Политический анализ на
тему: Государственная идеология, национальная внешнеполитическая стратегия и
военная безопасность и перспективы развития Российского государства во второй
половине XIX – начале XX века (до Первой Мировой
войны)
Выполнили: студенты II курса гр.1724 Агабекова Д. Ю.,
Кокарева М. А.,
Кочнева М. А., Мямлина Е. В.
В период
второй половины XIX –
начала XX века в
Российской империи произошел ряд значительных изменений в сферах, смежных с
внешней политикой страны. На этом этапе шло развитие и трансформация как
государственной идеологии в целом, так и национальной внешнеполитической
стратегии. Военная составляющая российской политической системы также
подвергалась изменениям.
Цель данной
работы – охарактеризовать положение Российского государства перед началом I Мировой
войны, обозначить причины такого положения и попытаться сформулировать
перспективы развития страны в существовавших условиях. Для достижения
поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
-
проанализировать эволюцию государственной идеологии Российской империи,
определить степень соответствия ее национальным интересам и формы выражения ее
во внешней политике;
- изучить
особенности национальной и внешнеполитической стратегии российского государства
в сложившейся после Крымской войны системе международных отношений, выявить
приоритеты геополитической стратегии в последующий период до начала I Мировой войны;
- проследить
развитие военной составляющей системы безопасности Российского государства и
обозначить степень реализации преобразовательных проектов в этой области.
Выбор
хронологических рамок обоснован тем фактом, что в этот период в мире
происходило становление новой системы международных отношений на основе
концепции «национального государства», которая получила развитие в Западной
Европе, и принципах «нового колониального империализма». Вызывает интерес
положение России в новых условиях и ее ответ на вызов новой международной
политики. Что могла противопоставить наша страна в
идеологическом, стратегическом и военном плане европейским национальным
государствами и как это соотносилось с ее положением в остальных традиционных
геополитических районах влияния (Средняя Азия, Дальний Восток и т. д.).
Итак,
Российская империя была не готова к I Мировой войне. В чем же выражалась эта
неподготовленность, и в чем были ее причины?
Наиболее
очевидно было отставание России в военной сфере. В мире начался новый виток
гонки вооружений, участвовать в котором наша страна в полной мере не могла.
Более того, в вооруженных силах наличествовали глубокие внутренние
структурные противоречия. Это выражалось в безынициативности личного
состава армии, использовании устаревших доктрин оперативного искусства,
недооценке значения техники в бою (а отсюда и наступательная тактика боя, и
неразработанность оборонительных вариантов ведения военных действий, как это
давно уже практиковалось в Европе), некачественной организации тыла. Все эти
явления объяснялись тем, что реформы, направленные на переустройство
вооруженных сил Российской империи, не дали ожидаемых значительных результатов
потому, что реализовывались непоследовательно и лишь частично. С другой
стороны, факт торможения реформ и общее неблагополучное состояние армии были
следствием общего внутреннего состояния страны, а именно – сравнительно долго
длящейся стагнации модернизационного процесса.
Но привело к
войне не военное отставание. Обнаруживается, что положение России на
международной арене было нестабильным. Это было следствием непоследовательной
политики в вопросах союзнических отношений с другими странами и в целом в
вопросах дипломатии (перманентного переговорного процесса). Характерными
чертами внешней политики России после Крымской войны продолжали оставаться
использование устаревших стратегий (панславизм в Балканском вопросе);
определенный идеализм в дипломатии (вследствие династического характера
внешнеполитических сношений); неспособность удержать и воспользоваться
достигнутыми успехами из-за отсутствия необходимого внутреннего ресурса.
В процессе
дальнейшего развития принципы российской внешнеполитической стратегии
претерпели лишь незначительные изменения. Цельной внешнеполитической концепции,
охватывающей основные направления, вопросы ориентации, последовательность
задач, разработано не было. Механизм принятия решений отличался архаичностью и
плохой согласованностью между различными частями соответствующей структуры.
Россия с такой стратегией не могла вписаться в новую систему международных
отношений, в которой союзнические и военные блоки были средством реализации
интересов именно национальных государств. Участие России в системе
военно-политических блоков было неэффективным, так как она очутилась в ситуации
выбора «меньшего из двух зол», ведь ни один из этих союзов не отвечал ее
реальным запросам.
Как же
Российская империя оказалась в ситуации, любой вариант выхода из которой
противоречил ее приоритетам?
Очевидно, что
к этому привело несоответствие государственной идеологии, на которой
базировалась внешнеполитическая стратегия, национальной необходимости. Доминантой
российской государственной идеологии была и оставалась на протяжении всего
исследуемого периода имперская парадигма. Это произошло потому, что только она
в полной мере отвечала требованиям существовавшей государственной системы.
Имперство с самого начала органично вписывалось в российскую
государственность и было одним из ее образующих, а, следовательно,
неотъемлемых элементов. Для самой страны такой вариант развития был единственно
возможным, но проблема была в том, что мир вокруг изменялся, и к концу XIX века Российской империи
уже пришлось функционировать в окружении национальных государств.
Могла ли
Россия претендовать на реализацию своих имперских установок
будучи отсталой страной и не осуществляя внутренней модернизации? Были ли
альтернативы имперской схеме внешней политики?
В качестве
консолидирующей идеологии в России, как и в Европе, мог выступить национализм.
Но он как идеология по определению не мог проявить свой созидательный потенциал
в имперских рамках российской государственности. Русский национализм в том
виде, в котором он существовал на уровне общественно-политических организаций и
стихийных начал, не мог стать государственной идеологией. Это было вызвано тем,
что любой вариант национальной идеологии в нашей стране всегда противоречил
интересам самодержавной властной структуры, независимо
от желания своих представителей покушался на ее легитимность, одним своим
существованием представлял ей угрозу. Встал вопрос: нужна ли России собственная
национальная идеология? Ответом на этот вопрос стала ситуация, когда страна, не
имея сил и возможностей следовать старым целям и ценностям и, не определив
новых, подошла к I
Мировой войне.
Россия в лице
самодержавной власти сделала свой исторический выбор. Она предпочла до конца
сохранять режим в неприкосновенности, в том числе и даже в первую очередь его
идеологическую составляющую.
В качестве
варианта существовала возможность генезиса новой национальной стратегии развития
(в том числе и внешнеполитической) в рамках идейного поля
консервативно-либеральных сил. Этот вариант представлял собой программу общей
модернизации, а в сфере исследуемых проблем – создание национальной империи –
республики. Подобное определение кажется парадоксальным, но оно подразумевало
собой, во-первых, - новую конституционную легитимность власти; во-вторых, - исходя из подобного общественно-политического устройства
моделировалось административно-территориальное устройство. Оно
базировалось на констатации того факта, что Россия в период первого
десятилетия XX века достигла своих естественных
границ и в рамках существующей теории (которую необходимо сохранить в целости)
следует сформировать новый демократический тип межнациональных политических отношений.
В случае
компромисса с властью такой вариант даже в условиях глобального военного
противостояния мог бы реализоваться, сохранив историческую преемственность и не
прерывая естественного хода событий. Его осуществление логично привело бы к
созданию новой, более жизнеспособной, эффективной и соответствующей европейским
стандартам внешнеполитической парадигмы. Но необходимые для использования этого
варианта предпосылки сформировались лишь через несколько лет после начала I Мировой войны. Государство
не успело перестроиться в условиях военного положения, а сами консервативные
либералы в силу своей идеологии, принявшей в себя некоторые инерционные черты
системы, не вышли из военного конфликта, ибо этот выход был чреват утратой
легитимной преемственности.